На Конференции 1988 г. по ГМССБ (Глобальной морской системе связи при бедствии) в Конвенции СОЛАС 74/78 была полностью заменена глава IV «Радиосвязь», в которой установлена новая система связи, основывающаяся на современных достижениях с использованием спутников.
Согласно этой системе оборудование, которое необходимо иметь на борту судна, зависит не от тоннажа, а от морских районов, в которых это судно плавает (А1, А2, А3, А4). В целях выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции СОЛАС 74/78, по введению в действие со 2 февраля 1999 г. ГМССБ и для обеспечения безопасности Правительство РФ приняло Постановление от 3 июля 1997 г. №813 «О создании и функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности» (СЗ РФ. 1997. №27. Ст. 3247).
Для выполнения этого Постановления Минтрансом изданы три Приказа: от 21 октября 1997 г. №125, от 30 июня 1998 г. №79 и от 30 июня 1998 г. №80. В соответствии с первым из них было установлено, что российские морские и смешанного (река - море) плавания грузовые суда валовой вместимостью 300 тонн и более, совершающие международные рейсы в морских районах А1, А2, А3, А4, устанавливаемых в связи с введением ГМССБ, а также морские пассажирские суда подлежат оснащению оборудованием радиосвязи и радионавигации ГМССБ. Вторым Приказом был утвержден и введен в действие Перечень документации по радиосвязи и электрорадионавигации, которую должны иметь на борту морские суда и суда смешанного (река—море) плавания, оснащенные оборудованием радиосвязи и радионавигации ГМССБ. Третьим Приказом утвержден и введен в действие с 1 января 1999 г.
Радиожурнал ГМССБ для морских судов и судов смешанного (река—море) плавания, оснащенных оборудованием радиосвязи и радионавигации ГМССБ, совершающих рейсы в морских районах А3, А4.
Радиожурнал ГМССБ подлежит регистрации капитанами морских торговых портов и капитанами речных портов. В этом же Приказе установлено, что на морских судах и судах смешанного (река—море) плавания, оснащенных оборудованием радиосвязи и радионавигации ГМССБ, совершающих рейсы исключительно в морских районах А1, А2, записи, касающиеся радиосвязи, ведутся в Судовом журнале.
Основной раздел радиожурнала ГМССБ содержит графы:
- Время (UTC)
- Вызываемая станция (№ телекса, телефона и т.п.)
- Вызывающая станция
- Частота (канал, спутник)
- Результаты проверок, записи, касающиеся радиообмена